Развитие охраны труда в Украине

Введение.

1. Проблема создания безопасных условий труда в Украине.

2. Суть и задача управления охраной работы. Концепция управления охраной работы.

3. Органы государственного управления охраной работы: их компетенции и полномочия.

Выводы.

Список использованной литературы.


Введение

Украина на рубеже тысячелетий встала на путь социально-экономических реформ, что привело к радикальным переменам в жизни общества. Устранение административных ограничений и формирование основ рыночной экономики создали условия для роста экономической активности значительной части населения, для существенных изменений на рынке труда. В то же время трудовое право традиционно рассматривается как "право социальной защиты", ибо оно регулирует отношения двух экономически и фактически неравноправных субъектов -работника и работодателя, предоставляя первому определенные гарантии в сфере труда. Однако реализация этих гарантий, к сожалению, еще не стала первоочередной задачей государства. Это, в частности, приводит к тому, что сегодня работодатели нередко пытаются регулировать отношения, связанные с реализацией права граждан Украины на труд нормами гражданского законодательства, и такой процесс отрицательно сказывается на правах работника. Именно поэтому охрана труда как правовой институт обретает свою актуальность, выходит на первые места во всей отрасли трудового права.

Развитие охраны труда в Украине как важнейшего института, входящего, прежде всего, в предмет трудового права, позволит создать базу для всего комплекса мер по созданию условий максимальной защищенности работников, которые бы соответствовали, а в дальнейшем, может быть, и превышали требования международных норм. Соблюдение права работника на охрану труда невозможно без наличия четко работающей системы государственного управления охраной труда.


1. Проблема создания безопасных условий труда в Украине

Проблема создания безопасных и безвредных условий труда в Украине существовала всегда, о чем свидетельствует статистика несчастных случаев: еще 10 лет тому назад на производстве ежегодно травмировалось 125 000 работников, из них погибало почти 3 000. Однако настоящее состояние охраны труда и уровень производственного травматизма на то время замалчивались. По этим причинам много важных безотлагательных научных и производственных заданий по вопросам условий и труда совсем не решались.

Последствиями такого положения стали:

Отставание от мировых достижений на 15-20 лет отечественной науки по вопросам охраны труда.

Рост в 5-8 раз уровня производственного травматизма в сравнении с такими же показателями в других промышленно развитых странах.

Превышение почти в 2 раза в расчете на одного работающего выплат на льготы и компенсации за работу во вредных условиях над расходами на профилактику несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

В 1992 г. Украина приняла Закон “Об охране труда”.

Этот закон определил приоритетные направления реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, провозгласил основные принципы государственной политики в отрасли охраны труда.

За годы, которые прошли с момента принятия Закона, для реализации этих принципов:

создан Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения при Кабинете Министров Украины. Он разрабатывает и осуществляет мероприятия по созданию целостной системы государственного управления охраной жизни людей на производстве, организует контроль за выполнением соответствующих законодательных актов и решений Правительства Украины, координирует деятельность центральных и местных органов исполнительной власти из этих проблем;

создан Государственный комитет по надзору за охраной труда, которому передан от профсоюзов государственный надзор за соблюдением законодательства об охране жизни и здоровья работников во всем народном хозяйстве, поручено комплексное управление охраной труда на государственном уровне.

В 1994-1995 гг. В Украине были разработаны и, в основном, выполненные первые Национальные отраслевые, региональные и производственные программы улучшения состояния условий, безопасности труда и производственной среды [7, c. 23-24].

Затем проводилась реализация Национальной, отраслевых и других программ по охране труда, разработанных до 2000 года.

Финансирование программ осуществлялось из специально созданных соответствующих фондов охраны труда. Такие фонды были внедрены Законом “Об охране труда” впервые. Отмеченные фонды в известной мере стали экономической основой для улучшения состояния безопасности и гигиены труда.

Создан Национальный научно-информационный учебный центр охраны труда, выходит ежемесячный научно-производственный журнал “Охрана труда”. Завершается создание единственной автоматизированной информационной системы охраны труда, которая направлена на повышение эффективности управления охраной труда в масштабе всей страны.

Создается национальное законодательство об охране труда. Осуществляется мероприятия по использованию в нем конвенций и рекомендаций МОП, директивам Европейского Союза, налаживаются более тесные контакты по вопросам нормотворческой деятельности с Россией, Германией, Великобританией, другими странами.

Неудовлетворительное состояние охраны труда тяжелым грузом ложится на экономику предприятий, организаций, всего государства. Ежегодно почти 17 000 лиц становятся инвалидами в результате травм и профзаболеваний. Численность пенсионеров по трудовому травматизму в 2000 годы превысила 150 000, а пенсионеров в связи с потерей кормильца в результате несчастного случая — 50 000 лиц.

Общая сумма расходов на финансирование льготных профессиональных пенсий и пенсии по трудовому увечью, возмещение вреда потерпевшим на производстве и других расходов, связанных с этим, составляла от 10-15 процентов фонда оплаты труда в промышленности, а в отдельных отраслях и регионах — от 15-30 процентов. Особенно остро эти проблемы чувствовались на предприятиях отраслей с высоким уровнем профессионального риска.

Вызывало обеспокоенность состояние охраны труда и обеспечения социальных гарантий на предприятиях негосударственного сектора экономики, который увеличивался. Здесь нарушения правил безопасности носили массовый характер, допускалось сокрытие несчастных случаев, своеволие работодателей в определении длительности рабочего времени и отдыха, уклонение от выплат и компенсаций за причиненный вред от несчастных случаев.

Приоритеты в работе по охране труда, как и раньше, направлены не на осуществление профилактических мероприятий, а на предоставление разных компенсаций и льгот. В значительной мере это связано с «нестраховым» характером механизма социальной защиты от профессиональных рисков, а также с отсутствием организационной связи систем охраны труда и социального страхования.

Новые условия ведения хозяйства требуют новых, более эффективных форм и методов профилактической работы. Имеется в виду переход на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний [4, c. 63-65].


2. Суть и задача управления охраной работы. Концепция управления охраной работы

В новых социально-экономических условиях роль государства существенно изменяется. Закон Украины «Об охране труда» впервые четко определил политику государства в сфере защиты интересов как нанимаемых работников, так и работодателей в трудовом процессе, законодательно закрепил право работника на безопасную работу. Согласно этому Закону роль государства и его институтов в охране работы не сводится к созданию правовых норм и административного надзора. Государство разрабатывает и реализует мероприятия, направленные на создание целостной системы государственного управления охраной работы, организует контроль за выполнением соответствующих законодательных и нормативных актов, координирует деятельность центральных и местных органов исполнительной власти в этой сфере, инициирует разработку конкретных программ в области безопасности и гигиены работы, следит за их выполнением.

Управление охраной работы — это подготовка, принятие и реализация правовых, организационных, научно-технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение жизни, здоровье и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности. Основными задачами управления охраной работы есть: обработка мероприятий по осуществлению государственной политики из охраны работы на региональном и отраслевом уровнях, а также подготовка, принятие и реализация мероприятий, направленных на:

· обеспечение надлежащих, безопасных и здоровых условий работы;

· обеспечение удержания в надлежащем состоянии производственного оборудования, зданий и сооружений;

· пропаганду охраны работы;

· учет, анализ и оценку состояния условий и безопасности работы;

· обеспечение страхования работников от несчастного случая на