Развитие охраны труда в Украине

Введение.

1. Проблема создания безопасных условий труда в Украине.

2. Суть и задача управления охраной работы. Концепция управления охраной работы.

3. Органы государственного управления охраной работы: их компетенции и полномочия.

Выводы.

Список использованной литературы.


Введение

Украина на рубеже тысячелетий встала на путь социально-экономических реформ, что привело к радикальным переменам в жизни общества. Устранение административных ограничений и формирование основ рыночной экономики создали условия для роста экономической активности значительной части населения, для существенных изменений на рынке труда. В то же время трудовое право традиционно рассматривается как "право социальной защиты", ибо оно регулирует отношения двух экономически и фактически неравноправных субъектов -работника и работодателя, предоставляя первому определенные гарантии в сфере труда. Однако реализация этих гарантий, к сожалению, еще не стала первоочередной задачей государства. Это, в частности, приводит к тому, что сегодня работодатели нередко пытаются регулировать отношения, связанные с реализацией права граждан Украины на труд нормами гражданского законодательства, и такой процесс отрицательно сказывается на правах работника. Именно поэтому охрана труда как правовой институт обретает свою актуальность, выходит на первые места во всей отрасли трудового права.

Развитие охраны труда в Украине как важнейшего института, входящего, прежде всего, в предмет трудового права, позволит создать базу для всего комплекса мер по созданию условий максимальной защищенности работников, которые бы соответствовали, а в дальнейшем, может быть, и превышали требования международных норм. Соблюдение права работника на охрану труда невозможно без наличия четко работающей системы государственного управления охраной труда.


1. Проблема создания безопасных условий труда в Украине

Проблема создания безопасных и безвредных условий труда в Украине существовала всегда, о чем свидетельствует статистика несчастных случаев: еще 10 лет тому назад на производстве ежегодно травмировалось 125 000 работников, из них погибало почти 3 000. Однако настоящее состояние охраны труда и уровень производственного травматизма на то время замалчивались. По этим причинам много важных безотлагательных научных и производственных заданий по вопросам условий и труда совсем не решались.

Последствиями такого положения стали:

Отставание от мировых достижений на 15-20 лет отечественной науки по вопросам охраны труда.

Рост в 5-8 раз уровня производственного травматизма в сравнении с такими же показателями в других промышленно развитых странах.

Превышение почти в 2 раза в расчете на одного работающего выплат на льготы и компенсации за работу во вредных условиях над расходами на профилактику несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

В 1992 г. Украина приняла Закон “Об охране труда”.

Этот закон определил приоритетные направления реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, провозгласил основные принципы государственной политики в отрасли охраны труда.

За годы, которые прошли с момента принятия Закона, для реализации этих принципов:

создан Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения при Кабинете Министров Украины. Он разрабатывает и осуществляет мероприятия по созданию целостной системы государственного управления охраной жизни людей на производстве, организует контроль за выполнением соответствующих законодательных актов и решений Правительства Украины, координирует деятельность центральных и местных органов исполнительной власти из этих проблем;

создан Государственный комитет по надзору за охраной труда, которому передан от профсоюзов государственный надзор за соблюдением законодательства об охране жизни и здоровья работников во всем народном хозяйстве, поручено комплексное управление охраной труда на государственном уровне.

В 1994-1995 гг. В Украине были разработаны и, в основном, выполненные первые Национальные отраслевые, региональные и производственные программы улучшения состояния условий, безопасности труда и производственной среды [7, c. 23-24].

Затем проводилась реализация Национальной, отраслевых и других программ по охране труда, разработанных до 2000 года.

Финансирование программ осуществлялось из специально созданных соответствующих фондов охраны труда. Такие фонды были внедрены Законом “Об охране труда” впервые. Отмеченные фонды в известной мере стали экономической основой для улучшения состояния безопасности и гигиены труда.

Создан Национальный научно-информационный учебный центр охраны труда, выходит ежемесячный научно-производственный журнал “Охрана труда”. Завершается создание единственной автоматизированной информационной системы охраны труда, которая направлена на повышение эффективности управления охраной труда в масштабе всей страны.

Создается национальное законодательство об охране труда. Осуществляется мероприятия по использованию в нем конвенций и рекомендаций МОП, директивам Европейского Союза, налаживаются более тесные контакты по вопросам нормотворческой деятельности с Россией, Германией, Великобританией, другими странами.

Неудовлетворительное состояние охраны труда тяжелым грузом ложится на экономику предприятий, организаций, всего государства. Ежегодно почти 17 000 лиц становятся инвалидами в результате травм и профзаболеваний. Численность пенсионеров по трудовому травматизму в 2000 годы превысила 150 000, а пенсионеров в связи с потерей кормильца в результате несчастного случая — 50 000 лиц.

Общая сумма расходов на финансирование льготных профессиональных пенсий и пенсии по трудовому увечью, возмещение вреда потерпевшим на производстве и других расходов, связанных с этим, составляла от 10-15 процентов фонда оплаты труда в промышленности, а в отдельных отраслях и регионах — от 15-30 процентов. Особенно остро эти проблемы чувствовались на предприятиях отраслей с высоким уровнем профессионального риска.

Вызывало обеспокоенность состояние охраны труда и обеспечения социальных гарантий на предприятиях негосударственного сектора экономики, который увеличивался. Здесь нарушения правил безопасности носили массовый характер, допускалось сокрытие несчастных случаев, своеволие работодателей в определении длительности рабочего времени и отдыха, уклонение от выплат и компенсаций за причиненный вред от несчастных случаев.

Приоритеты в работе по охране труда, как и раньше, направлены не на осуществление профилактических мероприятий, а на предоставление разных компенсаций и льгот. В значительной мере это связано с «нестраховым» характером механизма социальной защиты от профессиональных рисков, а также с отсутствием организационной связи систем охраны труда и социального страхования.

Новые условия ведения хозяйства требуют новых, более эффективных форм и методов профилактической работы. Имеется в виду переход на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний [4, c. 63-65].


2. Суть и задача управления охраной работы. Концепция управления охраной работы

В новых социально-экономических условиях роль государства существенно изменяется. Закон Украины «Об охране труда» впервые четко определил политику государства в сфере защиты интересов как нанимаемых работников, так и работодателей в трудовом процессе, законодательно закрепил право работника на безопасную работу. Согласно этому Закону роль государства и его институтов в охране работы не сводится к созданию правовых норм и административного надзора. Государство разрабатывает и реализует мероприятия, направленные на создание целостной системы государственного управления охраной работы, организует контроль за выполнением соответствующих законодательных и нормативных актов, координирует деятельность центральных и местных органов исполнительной власти в этой сфере, инициирует разработку конкретных программ в области безопасности и гигиены работы, следит за их выполнением.

Управление охраной работы — это подготовка, принятие и реализация правовых, организационных, научно-технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение жизни, здоровье и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности. Основными задачами управления охраной работы есть: обработка мероприятий по осуществлению государственной политики из охраны работы на региональном и отраслевом уровнях, а также подготовка, принятие и реализация мероприятий, направленных на:

· обеспечение надлежащих, безопасных и здоровых условий работы;

· обеспечение удержания в надлежащем состоянии производственного оборудования, зданий и сооружений;

· пропаганду охраны работы;

· учет, анализ и оценку состояния условий и безопасности работы;

· обеспечение страхования работников от несчастного случая на производстве и профзаболевание.

Государственное управление формулирует государственную политику в области охраны работы— приоритет жизни и здоровье работника относительно результатов производственной деятельности. Государство принимает нормативно-правовое законодательство в области охраны работы, устанавливает обязанности, права и ответственность относительно проведения государственной политики, создает отделы по вопросам охраны работы при госадминистрациях, учебно-методические и экспертно-технические центры, систему надзора за охраной работы, санитарно-эпидемиологические службы, органы пожарной, экологической безопасности, фонд социального страхования от несчастных случаев и профзаболеваний и другие надзорные и контролирующие органы, а также систему производственно-технического, информационного, научного и финансового обеспечения деятельности в области охраны работы [2, c. 105-107].

В рыночных условиях возникает три центра управления охраной работы: государственное управление, управление со стороны руководства предприятия, управление со стороны работников предприятия.

Таким образом, управление охраной работы в рыночных условиях заключается в том, что:

государство создает законодательство в области охраны работы, комплекс надзорных инспекций, у задачу которых входит обеспечение применения принятых нормативно-правовых актов, инфраструктуру изготовительно-технического, информационного, научного и финансового обеспечения деятельности в области охраны работы;

владелец предприятия экономически заинтересован в том, чтобы его работники не травмировались и не болели, а потому обеспечивает выполнение на предприятии всех нормативно-правовых актов об охране работы. Он должен широко привлекать работников и уполномоченных трудовых коллективов к управлению охраной работы, пропагандировать среди работников культуру здоровья;

каждый работник должен заботиться о здоровом стиле жизни и работы, постоянно повышать свое квалификационное, физическое и психофизиологическое состояние, программировать путь здорового долголетия, предотвращение случаев травматизма и заболеваний.Он должен немедленно сообщить своего руководителя о возникновении любой опасной ситуации. Руководитель не может требовать от работника выполнения работы к устранению опасной ситуации (повреждение изгороди, блокирование, сигнализации, пыльности, загазованности и т.п.). Комплексное управление охраной работы со стороны государства, владельца и работника обеспечит повышение эффективности этой деятельности.

Согласно Закону Украины «Об охране труда» политика государства в сфере защиты интересов как нанимаемых работников, так и работодателей, принципы государственной политики в области охраны работы базируются на:

полной ответственности владельца за создание безопасных и безвредных условий работы;

комплексном решении задач охраны работы на основе национальных программ по этим вопросам и с учетом направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;

социальной защите работников, полном возмещении вреда лицам, которые потерпели от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установлении единых нормативов из охраны работы независимо от форм собственности и видов их деятельности;

использовании экономических методов управления охраной работы, проведении политики льготного налогообложения, которое оказывает содействие созданию безопасных и безвредных условий работы, участия государства в финансировании мероприятий по охране работы;

осуществимые обучения населению, профессиональной подготовке и повышению квалификации работников по вопросам охраны работы;

обеспечении координации деятельности государственных органов, организаций и объединений граждан, которые решают разные проблемы здравоохранения, гигиены и безопасности работы;

международном сотрудничестве в области охраны работы [5, c. 166-168].

Учитывая тот факт, который состояние охраны работы отбивается практически на всех показателях качества жизни общества (продолжительности жизни людей, состоянии их здоровья, сохранении национального богатства), приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 22.10.2001г. №432 утвержденная Концепция управления охраной работы. Концепция направлена на реализацию положений Конституции и законов Украины относительно обеспечения охраны жизни и здоровье работников в процессе трудовой деятельности, создание безопасных и безвредных условий работы на каждом рабочем месте, а также надлежащих условий для формирования у работников сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, внедрение новых и усовершенствование существующих механизмов управления в области охраны работы.

Целью концепции является реализация конституционного права работающих на надлежащие, безопасное и здоровое условия работы. Концепция состоит из разделов:

· Общие положения.

· Государственная политика управления охраной работы.

· Реформирование в сфере управления охраной работы.

В основу разработки концепции положенные такие принципы:

принцип обязательного обеспечения безопасности человека, приоритета жизни и здоровье работника относительно результатов производственной деятельности предприятий;

принцип платы за риск. Во многих странах экономические льготы и санкции являются рычагами государственной политики в области охраны работы. За расчетами немецкого совета предпринимателей, следствия несчастных случаев стоят в 10 раз дороже, чем стоимость мероприятий по их предупреждению. Неслучайно во многих развитых странах инвестирования в мероприятия по охране работы считаются удобным бизнесом;

принцип добровольности и приемлемости риска, т.е. никто не имеет права подвергать человека риску без ее согласия;

принцип правового регулирования риска, т.е. наличия государственных законов, которые устанавливают систему запретов и норм предупреждения несчастных случаев и профзаболеваний, а также обязательную ответственность за нарушение этих законов;

принцип доступности и открытости информации по вопросам охраны работы.

Кабинет Министров Украины постановлением от 10 октября 2001г. №1320 утвердил Национальную программу улучшения состояния безопасности, гигиены работы и производственной среды на 2001—2005гг., которая предусматривает комплексное решение проблем охраны работы, обеспечение приоритета здоровья работников, их социальной защиты, создание надлежащих, безопасных и здоровых условий работы на производстве.

Первый разделпрограммы «Организационные мероприятия» предусматривает проведение аттестации рабочих мест с опасными и вредными условиями работы, создание национального реестра канцерогенных опасных предприятий, цехов и профессий и т.п..

Второй раздел«Приоритетные научно-технические исследования и разработки из охраны работы» содержит 45 мероприятий. Среди них:

завершение разработки и внедрение на угольных шахтахавтоматизированной системы контроля пылевзрывобезопасности (2001г.);

разработка автоматизированной системы контроля параметров работы потенциально опасного оборудования (2003г.);

создание средств шумоизоляции для пневматических устройств технологического оборудования (2003г.);

разработка методики проведения гигиеничных исследований и оценки условий работы, методики исследования тяжести и напряженности трудового процесса для внедрения гигиеничной классификации работы за показателями вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (2004г.);

разработка и внедрения в ведущих областях промышленностисистемы профессионального психофизиологического отбора специалистов, занятых на роботах с повышенным уровнем опасности (2005г.) и т.п..

Третий раздел«Нормативно-правовое обеспечение охраны работы» предусматривает приведение нормативно-правовых актов по вопросам охраны работы согласно требованиям директив Европейского Союза (2005 г.).

Четвертый раздел«Обеспечение работников средствами коллективной защиты и контроля производственной среды» содержит восемь мероприятий. Среди них:

создание приборов для осуществления контроля микроклимата на рабочих местах (2003 г.);

разработка аппарата (приборов) для измерения радиационного излучения в угольных шахтах для проведения оценки и осуществление контроля безопасных условий работы (2003г.).

Пятый раздел«Информационное обеспечение охраны работы» предусматривает выпуск периодических информационных изданий из охраны работы.

Шестой разделпрограммы «Международное сотрудничество в области охраны работы» посвящен изучению опыта зарубежных стран в сфере охраны работы, участия в деятельности международных организаций [3, c. 124-126].

Финансирование Национальной программы осуществляется за счет средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Государственного бюджета, а также других источников. На выполнение мероприятий программы предусмотренные затраты в размере 23,07млнгрн, в том числе из Государственного бюджета — 4,29млнгрн.

Организационное обеспечение выполнения Национальной программы будет осуществлять Госнадзороохрантруда.Министерствам, другим центральным органам исполнительной власти предложено разработать отраслевые и региональные программы по учетом положений Национальной программы.

Важного значения в рыночных условиях приобретает усовершенствование системы управления охраной работы.В связи с этим выделяют основные концептуальные принципы и направления улучшения управления охраной работы, такие как:

социальная и личностная направленность форм и методов управления охраной работы, ориентированных на формирование новой, трудоохранной идеологии мышления относительно безопасной трудовой деятельности;

усовершенствование организации безопасного выполнения работ на всех стадиях и этапах трудовых и производственных процессов: в период технологической подготовки, т.е. к началу работы, в процессе работы и после ее окончания;

изменение стратегии обеспечения безопасности работы на основе перехода к управлению производственным (профессиональным) риском, улучшение условий работы, доведение их к нормативным требованиям;

целевая направленность трудоохранной политики, переход от административных до экономических методов управления на основе более совершенного механизма регулирования и мотивации по всей иерархической вертикали: от государственного уровня к уровню предприятий, который обеспечивает общую заинтересованность в создании условий для безопасного выполнения работ и соблюдение мероприятий безопасности, технико-технологическое усовершенствование;

улучшение профессиональной подготовки и профдобору с учетом психофизиологических и личностных качеств и факторов;

формирование соответствующей нормативно-правовой базы на государственному (законодательному), отраслевом и производственном уровнях;

усовершенствование и повышение эффективности системы контроля за соблюдением правил безопасности на всех этапах производства, функционированием системы управления охраной работы, выполнением в установленные сроки организационно-распорядительных документов и решений;

выделение необходимых (адекватных) финансовых ресурсов для реализации целевых задач в области технической, организационной, социальной политики, направленных на профилактику травматизма, профессиональных заболеваний и аварий.

На первое место поставлено социальное и личностное направления усовершенствования системы управления охраной работы [8, c. 68-69].


3. Органы государственного управления охраной работы: их компетенции и полномочия

Государственное управление охраной работы в Украине осуществляют:

Кабинет Министров Украины, Государственный департамент из надзора за охраной работы в составе Министерства труда и социальной политики Украины (Госнадзорохрантруда);

на региональном уровне - Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и органы местного самоуправления;

на отраслевом уровне - министерства и другие центральные органы исполнительной власти.

Государственное управление охраной работы (рис. 7.2) осуществляется путем совокупности скоординированных действий органов государственного управления охраной работы, органов местного самоуправления при участии объединений работодателей, профессиональных союзов и других представительных органов из реализации основных направлений социальной политики в области охраны работы, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий работы.

Управление охраной работы на всех уровнях - государственному, региональному, отраслевому, на равные предприятия, предпринимателей базируется на законодательных и нормативно-правовых актах об охране работы.

Кабинет Министров Украины обеспечивает реализацию государственной политики относительно управления охраной работы, определяет функции министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти относительно создания безопасных и безвредных условий работы, утверждает национальную программу улучшения состояния безопасности, гигиены работы и производственной среды.

Для реализации целостной системы государственного управления охраной работы при Кабинете Министров Украины созданный Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения. Она разрабатывает и принимает меры относительно создания целостной системы государственного управления охраной жизни людей на производстве, организовывает контроль за выполнением соответствующих законодательных актов и решений правительства Украины, координирует деятельность центральных и местных органов исполнительной власти из этих проблем.

Государственный надзор за выполнением законов о работе министерствами, ведомствами, предприятиями и их служебными лицами положенный на Генерального прокурора. К органам Государственного надзора за состоянием охраны работы относятся Госнадзор, Госатоменергонадзор, Госсаннадзор, Госэнергонадзор, Госстандарт, действующие согласно положениям об этих органах [4, c. 154-155].

Комплексное управление охраной работы в государстве, в том числе и государственный надзор за охраной работы осуществляет Государственный департамент из надзора за охраной работы, который выступает правопреемником Комитета по надзору за охраной работы. Основными задачами департамента является реализация государственной политики в сфере охраны работы и производственной безопасности, комплексное управление охраной работы, осуществление государственного надзора за соблюдением требований законодательных и других нормативно-правовых актов относительно безопасного проведения работ, а также охраны недр.

Государственный департамент по надзору за охраной работы выполняет такие функции:

разрабатывает при участии министерств, других центральных органов исполнительной власти и профсоюзов Национальную программу улучшения безопасности, гигиены работы и производственной среды, контролирует ее выполнение;

организовывает и осуществляет государственный надзор за соблюдением в процессе трудовой деятельности требований законодательных, межотраслевых, отраслевых и других нормативных актов относительно охраны работы за соответствием требованиям нормативных актов по охране работы действующих технологий, технологических процессов, машин, механизмов, оборудование, транспортных и других средств;

проводит экспертизу проектов строительства предприятий и производственных объектов, разработок новых технологий, средств производства на их соответствие нормативным актам об охране работы;

осуществляет учет и анализ аварий и несчастных случаев на производстве, разрабатывает на этой основе предложения относительно профилактики аварийности и производственного травматизма и т.п..

Для выполнения своих функций территориальное управление Госнадзор охраны труда имеет в своем составе государственные инспекции, количество которых соглашается Комитетом.

С целью технической поддержки государственный надзор создан сеть экспертно-технических центров, которые включают 61 испытательную лабораторию, которые проводят экспертизу технической документации, диагностику оборудования, обрабатывают экспертные выводы относительно возможности введения в эксплуатацию новых и реконструированных объектов и средств производства.

Порядок организации государственного надзора за охраной работы в системе Госнадзор охраны трудаутверждено приказом Государственного комитета Украины из надзора за охраной работы от 31мая 1995г. №82 с изменениями, внесенными согласно приказу Министерства труда и социальной политики Украины от 06.04.1998г. №54. Он предусматривает оперативные проверки состояния охраны работы, целевые, комплексные проверки, а также контроль технического состояния объектов.

Министерство труда и социальной политики Украины осуществляет государственную экспертизу условий работы, определяет порядок и выполняет контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест относительно их соответствия нормативам из охраны работы, а также принимает участие в разработке нормативных актов по охране работы.

Относительно полномочий других министерств и центральных органов исполнительной власти, то они:

· проводят единую научно-техническую политику в области охраны работы;

· разрабатывают и реализуют комплексные мероприятия по улучшению безопасности, гигиены работы и производственной среды;

· осуществляют методическое руководство деятельностью предприятий области из охраны работы;

· финансируют обработка и просмотр нормативных актов об охране работы;

· организовывают обучение и проверку знаний из охраны работы работниками области;

· осуществляют внутриведомственный контроль за состоянием охраны работы.

Местные государственные администрации выполняют такие функции:

· обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны работы;

· формируют при участии профсоюзов программы мероприятий по вопросам безопасности, гигиены работы и производственной среды;

· осуществляют контроль за соблюдением нормативных актов по охране работы [3, c. 136-137].


Выводы

Обеспечение безопасных и безвредных условий работы является неотъемлемой частью государственной политики, одной из важнейших функций центральных и местных органов исполнительной власти и Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В связи с этим важного значения приобретает государственный надзор и контроль за состоянием охраны работы.

Государственный надзор - это деятельность уполномоченных органов и должностных лиц (государственных инспекторов, государственных санитарных врачей), направленная на обеспечение выполнения органами исполнительной власти, субъектами хозяйствования и работниками требований законов и других нормативно-правовых актов об охране работы.

Согласно ст.38 Закона Украины «Об охране работы» государственный надзор за соблюдением законодательства и других нормативных актов об охране работы осуществляют:

Государственный департамент из надзора за охраной работы, его территориальные управления в областях и государственные инспекции;

органы, учреждения и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы МОЗ и других центральных органов исполнительной власти;

Главное управление государственной пожарной охраны МЧС, территориальные и местные органы государственного пожарного надзора;


Список использованной литературы

1. Батенков В. Охрана труда: Справ. материалы для гос. ун-тов / Алтайский гос. ун-т. — Барнаул : Издательство Алтайского гос. ун-та, 2001. — 108с.

2. Богуславский Е. Охрана труда: Учеб. пособие для вузов / Ростовский гос. строительный ин-т / Евгений Иосифович Богуславский (общ.ред.). — Ростов-на-Дону, 2000. — 291с.

3. Дементий Л. Законодательная охрана труда: Учеб. пособие для студ. вузов / Донбасская гос. машиностроительная академия. — Краматорск : ДГМА, 2005. — 192с.

4. Иванов В. Охрана труда на предприятии с позиции действующего законодательства. — Х. : Центр "Консульт", 2003. — 238с.

5. Кузнецов В. Охрана труда на предприятии. — 2-е изд., перераб. и доп. — Х. : Издательский дом "Фактор", 2005. — 428с.

6. Охрана труда: справочник / Э.А. Арустамов (сост.). — М. : Дашков и Ко, 2008. — 586с.

7. Протоерейский А. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: Учеб.- метод. пособие к практ. занятиям для студ. всех спец. / Киевский международный ун-т гражданской авиации — К. : КМУГА, 1999. — 84с.

8. Северинов А. Охрана труда: Учеб. пособие / Харьковский национальный экономический ун-т. — Х. : ИД "Инжэк", 2006. — 112с.

Схожі роботи
Глобальні проблеми людства
Проблеми народонаселення.Міжнародний тероризм.Збіднення генофонду Землі. Загальний вітроенергетичний потенціал Землі майже в 30 разів перевищує річне споживання електрики в усьому світі...
Забруднення важкими металами земельних та водних ресурсів на території України
Використання біологічних індикаторів для визначення забруднення ґрунту важкими металлами.Джерела важких металів у довкіллі та форми існування.Метали в ґрунті...
Безпека життєдіяльності
Хімічні забруднення та їх вплив на атмосферу.Вплив діяльності людини на природне середовище.Наслідки аварії на ЧАЕС...
Основи безпеки життєдіяльності
Види соціальних та воєнних ситуацій (війни, страйки, і.т.д). Сучасні інформаційні системи та їх використання. Радіація і життя (та її вплив на здоров’я)...