Предмет и задания истории психологии как отрасли психологической науки

Введение.

1. Предмет истории психологии.

2. Задачи истории психологии как отрасли психологической науки.

Выводы.

Список использованной литературы.


Введение

История психологии – это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки.

История науки – особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие которой она изучает.

Следует иметь в виду, что об истории науки можно говорить в двух смыслах. История – это реально совершающийся во времени и пространстве процесс. Он идет своим чередом независимо от того, каких взглядов на него придерживаются те или иные индивиды. Это же относится и к развитию науки. Как непременный компонент культуры, она возникает и изменяется безотносительно к тому, какие мнения по поводу этого развития высказывают различные исследователи в различные эпохи и в различных странах.

Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить, от чего она зависела, и призвана история психологии.

Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История же психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались (порой в мучительных поисках истины) человеческому уму.

Итак, если предметом психологии является одна реальность, а именно реальность ощущений и восприятий, памяти и воли, эмоций и характера, то предметом истории психологии служит другая реальность, а именно – деятельность людей, занятых познанием психического мира.

1. Предмет истории психологии

На современном этапе развития психологической науки предмет психологии определяют по-разному. Рассмотрим некоторые современные взгляды на его понимание.

Во-первых, предмет психологии определяют как индивидуальный мир "Я" человека, поскольку "мир" - это уже не простая совокупность психических явлений, а что-то целостное, что возникает как самостоятельное образование. Собственное в этом определении подчеркнуто единство всех психических явлений, объединенных в единое "Я" человека.

Во-вторых, считают, что предметом психологии является человек как субъект психики. В этом определении понятия субъекта означает определяющую роль активности человека в самосоздании, самоопределении в психическом развитии. Здесь биологическое и социальное есть не причинами, которые формируют человека, а только условиями ее самосоздания.

В-третьих, часто предметом психологии считают психическую реальность как такую. Что это такое? Психолог Г.И. Челпанов отличие психических явлений от явлений физических и материальных усматривал в потому, что:

· психические явления нельзя воспринять через посредничество внешних органов чувства (внешнего опыта), а можно непосредственно познавать только путем внутреннего опыта;

· психические явления может непосредственно созерцать только и лицо, которое их переживает, а физические явления может воспринимать немало зрителей;

· психическим явлениям нельзя предоставить пространственную протяжность (в отличие от явлений, скажем, физиологических). Но, согласно современным взглядам, пространственность психическим явлениям предоставить (но не протяжность в "физическому" просторные, которую справедливо возражал Г.И. Челпанов).

Однако в пользу существования психической реальности выдвигают такие аргументы:

· психофизический - психический образ не определяется окончательно структурой физического объекта, который в нем отображенный, зависимость между интенсивностью раздражителя и интенсивностью ощущения не прямая, а логарифмическая (психофизический закон Вебера-Фехнера) или ступенчатая (закон Стивенса);

· психохимический - влияние на психику фармакологических веществ предопределяет такие явления (например, галлюцинации), которые нельзя объяснить на основе формулы вещества;

· психофизиологический - психический образ в своем содержании не совпадает с физиологическим носителем - нервным импульсом, который идет рефлекторной дугой через нервную систему;

· психосоматический - психические особенности определенной мерой зависят от строения тела (конституциональные типологии характера Кречмера и Шелдона, френология Галля), но не определяются ею окончательно - так увеличенный объем мозга совсем не удостоверяет высшие умственные способности человека, тогда как недостаточный может послужить причиной их отсутствия;

· психосоциальный - психика человека не является полностью зависимой от окружающего общественного мира, иначе унификация людей в пределах определенного общества была бы всеобъемлющей и полной.

В-четвертых, предметом психологии считают конкретные факты психической жизни, которые характеризуют качественно и количественно. Исследуя процесс восприятия человеком предметов, которые ее окружают, психология установила важный факт: образ предмета сохраняет относительную постоянность и при условиях восприятия, которое постоянно изменяется. Например, страницу, на которой напечатаны эти строки, будут воспринимать как белую и за яркого солнечного света, и в полутьме, и в случае электрического освещения, хотя физическая характеристика луча, который отображает бумага за такой разной освещенности, будет весьма разной. В этом случае перед нами качественная характеристика психологического факта [3, c. 25-26].

Примером количественной характеристики психологического факта может служить величина времени реакции этого человека на раздражитель, который влияет (если подопытному предлагают в ответ на вспышку лампочки нажимать на кнопку как можно быстрее, то в одного скорость реакции может быть 200 милисекунд, а у другого - 150, т.е. значительно более скорая). Индивидуальные отличия скорости реакции, которые наблюдаем в эксперименте, являются психологическими фактами, который их устанавливаю в научном исследовании. Они дают возможность количественно характеризовать некоторые особенности психики разных исследуемых.

В-пятых, предметом психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы. Научная психология не может ограничиться только описанием психических фактов, поскольку имеет не описывать, а объяснять их. Последнее припускает раскрытие законов, которым подчинены эти явления.

В-шестых, предметом психологии есть закономерные зв?язки человека с естественным и социокультурным миром, которые отображены в системе чувствительных и умственных образов этого мира, мотивах, которые побуждают действовать, а также в самых действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и к самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы. Психическая организация человека качественно отличается от биологических форм, лишь социокультурный образ жизни порождает у человека сознание. В межличностных контактах, опосредствованных языком и общей деятельностью, индивид, "вглядываясь" у других людей, приобретает способность познавать самого себя как субъекта психической жизни, ставит цели, которые передуют его поступкам, разрабатывает план своего поведения. Не все компоненты этого плана можно перевести языком сознания. Но и они, образовывая сферу несознательного, является предметом психологии, которая обнаруживает характер соответствия действительных мотивов, влечений, ориентации личности с представлением о них, которые у нее сложились. И осознанные, и неосознанные психические акты реализуются с помощью нейрогуморальных механизмов, но происходят не за физиологическими, а по собственным психологическим законам.

В течение многих веков душа являлась предметом рассуждений философов и богословов. Никаких специальных исследований не проводилось: мыслители ограничивались рассуждениями, подбором соответствующих примеров, подтверждающих их выводы.

Выяснение специфических особенностей явлений, которые изучает психология, есть довольно сложным. Понимание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которое придерживаются научный работники [1, c. 17-18].

Предмет психологии неоднократно менялся. После Декарта психология была психологией сознания. Возникшая во второй половине XIX века научная психология также была психологией сознания. Вундт рассматривал психологию как науку о непосредственном опыте. Многие психологи XIX века исходили из того, что самонаблюдение, интроспекция является основным методом психологии. Среди них В. Вундт, Ф. Брентано, У. Джемс и др., хотя сам метод они трактовали по-разному. Исторический путь психологии показал, что самонаблюдение все же не может быть источником достоверных знаний о психике. Во-первых, оказалось, что процедура интроспекции чрезвычайно субъективна: как правило, испытуемый в своем отчете обнаруживал именно то, что интересовало исследователя и соответствовало его теоретическим представлениям. Во-вторых, после работ французских психиатров Ж.М. Шарко, И. Бернгейма и особенно австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда стало совершенно ясно, что сознание — это не