Методы преподавания социологии

Введение.

1. Экзамены и зачеты, как важная форма учебного процесса.

2. Методология подготовки лекций.

Выводы.

Список использованной литературы.


Введение

Актуальность исследования. Существует три основных цели социологии как дисциплины и деятельности социологов: 1) поиск новых социологических знаний; 2) применение социологических знаний для решения практических проблем; 3) передача социологических знаний. На достижение первой цели направлена научная социология; второй – прикладная социология, третьей – методика преподавания социологии.

Научная социология как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX в. и с тех пор проделала огромный путь развития. Она стала одной из признанных отраслей научного знания; социологические кафедры и лаборатории заняли достойное место в университетской науке многих стран. Вместе с развитием социологии как науки пришло понимание необходимости методики преподавания социологии и подготовки профессиональных кадров преподавателей-социологов.

В современных условиях методика преподавания социологии стала одной из базовых при подготовке дипломированных специалистов по специальности – Социология, так как одним из необходимых навыков квалифицированного специалиста должно являться умение донести знания до аудитории слушателей. В этой связи главной целью данной дисциплины является обучение студентов навыкам педагогической работы со слушательской аудиторией, педагогическим и психологическим методикам общения.


1. Экзамены и зачеты, как важная форма учебного процесса

Учащимся, готовящимся сдавать зачеты или экзамены, в подготовке к ним большую помощь оказывают обзорные консультации. В ходе этих консультаций выделяются ключевые положения, глубокое осмысление которых позволяет учащимся усваивать знания в системе, способствует более легкому запоминанию объемного материала. Обзорная консультация как форма организации обучения выполняет корректирующую функцию, помогая ученикам сориентироваться в требованиях и определить важность и удельный вес отдельных разделов в структуре программы. Консультация строится по принципу вопросов и ответов.

Контроль за усвоением учащимися знаний помимо урока может осуществляться в форме зачета, собеседования, контрольного учебно-практического занятия, экзамена. Зачет как форма организации обучения проводится для проверки качества усвоения учащимися отдельных разделов учебной программы, сформированности умений и навыков. Эта форма организации обучения широко применяется в вечерних (сменных) заочных школах работающей молодежи. Изредка она практикуется и в старших классах средних школ.

Экзамен — это форма организации обучения, позволяющая реализовывать контрольные функции процесса и фиксировать итог учебно-познавательной деятельности учащихся за учебный год или несколько лет; она позволяет выявить уровень усвоения учащимися учебной программы разными методами и приемами: выполнение учащимися контрольных работ, заданий, ответы на вопросы, написание изложения, сочинения. На экзамене проверяется готовность и умение учащихся продемонстрировать имеющиеся знания, умения и навыки как в устной, так и в письменной форме.

В процессе подготовки студентов к экзаменам и их проведению в высших учебных заведениях случается немало педагогических ошибок. Во-первых, надежда на экзамены как важный фактор итоговой проверки качества знаний, умений и привычек (ЗУП) студентов не всегда оправдывает себя. Когда студенты на протяжении семестра не включены в активную учебную работу, нет системы организации самостоятельной учебной работы, ее оценивание, они подходят к экзаменационной сессии с весьма бедным багажом знаний. За три- четыре дня перед экзаменом, имея молодую, активную память, студенты заучивают значительный объем знаний, на экзамене "выдают" их, после чего остается весьма мало знаний, а тем более умений и привычек [2, c. 85-86].

По учебным планам на экзамены выделяется много времени. Например, студенты, которые учатся за специальностью "История", должны составить 37 экзаменов и 84 зачета. В целому за пять лет учебы на экзаменационные сессии выделяется 25 рабочих недель (175 дней). Почти полгода тратится на процедуру экзаменов. А результаты этой работы низкие. По данным отдельных исследователей, выпускник ВНЗ владеет 5-6 процентами информации, которая предусмотрена учебными планами и программами. Даже поверхностный анализ свидетельствует не в пользу традиционной системы проверки и оценки знаний, умений и привычек студентов. Более эффективными и продуктивными есть модульно-рейтинговая та кредитно-модульная системы.

Во-вторых, во время экзаменов студенты тратят весьма много физических и психических усилий. Большое нервное напряжение, стрессовые ситуации, которые предопределяются недостаточной педагогической культурой отдельных преподавателей, и другие факторы вводят в неоправданные расходы энергии. Период обучения во ВНЗ не оказывает содействие сохранению здоровья.

В-третьих, традиционно во время экзаменов чрезмерным бременем для студентов есть "система шпаргалок". На их подготовку тратится много времени. Непосредственная процедура их использования во время экзаменов, реакция преподавателей на это явление - все это унизительно и недостойно. Пользы - никакой, а вреда много: напрасная затрата времени и сил на подготовку, создание на экзамене стрессовых ситуаций, порождение конфликтов между студентами и преподавателями, возникновение предпосылок для необъективности оценки знаний, умений и привычек студента и проявлений социальной несправедливости в оценивании.

Технология организации и проведение экзаменов должны охватывать такие аспекты:

-ознакомить студентов с программой проведения экзаменов, которая содержит перечень узловых вопросов учебной дисциплины и литературу, которую студенты могут использовать в процессе подготовки к экзаменам;

-ознакомить студентов с эффективными методами подготовки к экзамену с учетом особенностей конкретной учебной дисциплины;

-ознакомить студентов с методикой проведения экзамена. Экзамен может проводиться за экзаменационными билетами и без них; могут быть использованы разные методы проверки: устная, письменная, тестовая (с использованием компьютеров и на бумажных носителях);

-накануне экзамена преподаватель должен организовать консультирование для студентов, в которых возникли определенные затруднения при подготовке;

-непосредственно на экзамене педагог должен создать положительный эмоциональный фон, лишь бы уменьшить психологическое напряжение студентов;

- преподаватель имеет внимательно, заинтересованно выслушивать ответа студентов, стимулируя их к активному мышлению словами ("хорошо", "правильно мыслите", "так", "молодец") и утвердительными и ободряющими жестами. Монологический ответ студента ни в коем случае нельзя перерывать замечаниями, дополнительными вопросами, выражениями удивления. Студент, готовясь к ответу, в своей памяти определенным чином построило изложение учебного материала. Когда преподаватель перерывает студента, удаваясь к диалогу, это вызывает в большинстве студентов беспокойства, нервность, от чего ответ становится путаной, логически непоследовательной. В процессе монологического ответа на вопрос преподаватель, поняв, что студент отвечает уверенно, содержательно, может остановить его и попросить перейти к раскрытию следующего вопроса билета. После выяснения всех вопросов, которые были в экзаменационном билете, следует поставить несколько вопросов из других разделов учебной дисциплины. Такой подход помогает избегнуть случайностей [7, c. 49-50].

В процессе экзамена преподаватель должен обнаруживать доброжелательность, тактичность, толерантность, внимание, сопереживание. Следует поблагодарить студента за красивый ответ. Если были недостатки в ответе, выявленные определенные пробелы, то ни в коем случае не следует прибегать к критике личности студента, не унижать его достоинство. Прежде всего треба анализировать ошибки, выявленные в процессе испытания. Необходимо обеспечивать объективность оценивание учебной работы студента из конкретной дисциплины, учитывая: объем знаний; степень понимания учебного материала и уровень активности, логического мышления; форму изложения учебного материала; умение применять знание на практике с проекцией на будущую профессиональную деятельность; систематичность и старательность студента в процессе обработки содержания учебной дисциплины в течение семестра.

Выставляя оценку по результатам обработки студентами учебной дисциплины, следует учитывать такие педагогические факторы: объективность оценивания; справедливость; не использовать оценку как прием наказания студента за отрицательные поступки; не допускать выборочной снисходительности при оценивании знаний членов органов студенческого самоуправления; независимость оценивания от предыдущих оценок в зачетной книжке; не допускать выставления оценок "от расположения духа"; учитывать индивидуальные особенности студентов; не прибегать к крайностям (обнаруживать мелочность, придирчивость, лишнюю суровость, быть чрезмерно добрым