Прохорова М.Л. Криминализация апартеида как приведение УК Украины в соответствие с международными правовыми стандартами

Раздел 20 Уголовного кодекса Украины содержит перечень преступлений против мира, безопасности человечества и международного правопорядка. Несмотря на широкий перечень составов (всего 12 статей), можно констатировать законодательный пробел: в УК Украины остается неохваченным такое международное преступление, как апартеид, хотя для его криминализации имеются как правовые, так и социальные предпосылки.

К первой категории предпосылок можно отнести необходимость выполнения международного обязательства со стороны Украины. Согласно ст. 4 Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него государства-участники «обязуются принять любые меры законодательного или иного характера, необходимые для пресечения, а также предотвращения любого поощрения апартеида и сходной с ним сегрегационистской политики или ее проявления».

Эта Конвенция была подписана УССР 20 февраля 1974 г. и ратифицирована 10 ноября 1975 г. В соответствии с общепризнанным принципом pacta sunt servanda, закрепленным в ст. 26 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., каждый действующий договор должен добросовестно исполняться. Таким образом, во исполнение предписаний Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него на Украине лежит обязанность криминализировать деяние апартеида.

Во-вторых, Украина подписала Римский Устав Международного уголовного суда. Несмотря на отсутствие ратификации, законодателю следует начать делать шаги в направлении имплементации норм Устава (п. «j» ч. 1 ст. 7) в УК. Тот факт, что Конституционный суд в своем Заключении от 11 июля 2001 г. по делу о соответствии Конституции Украины и Римского Устава Международного уголовного суда признал его не соответствующим Конституции Украины в части, касающейся его положений, согласно которым Международный уголовный суд дополняет национальные органы уголовной юстиции, не свидетельствует о прекращении сотрудничества Украины с МУС. Это подтверждается и ратификацией 29 января 2007 г. Украиной Соглашения о привилегиях и иммунитетах МУС. Как отметил сам Конституционный Суд, «присоединение Украины, согласно части второй статьи 9 Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию». Более того, исполняющий обязанности постоянного представителя Украины при ООН Виктор Крыжановский подчеркнул важность для Украины вступления Римского Устава в силу и заявил, что его государство намерено гармонизировать национальное законодательство с международными стандартами, выработать единое понимание агрессии и распространить юрисдикцию МУ С на своей территории.

В-третьих, следует обратить внимание на практику зарубежных государств по криминализации апартеида. Как самостоятельное преступление апартеид выделен в Уголовном кодексе Андорры (ст. 459 УК), Болгарии (ст. 417, 418 УК), Венгрии (ст. 157 УК), Чехии (ст. 263а). В Уголовном кодексе Латвии содержится иной подход: апартеид приводится в перечне преступных деяний против человечества (ст.71.2 УК).

Нельзя не указать и на социальные предпосылки криминализации апартеида. На Украине проживают представители различных национальностей, и порой отношение коренного населения к ним является не совсем толерантным, что, собственно, в настоящее время свойственно многим государствам, в том числе европейским, включая Российскую Федерацию. В СМИ нередко появляются статьи с заголовками «Социальный апартеид на Украине». Подобные настроения в обществе должны пресекаться не только путем социально- экономических и культурных реформ, но и путем имплементации преступления апартеида в УК в целях общей превенции.

Подводя итоги, можно сделать вывод о необходимости криминализации апартеида как в силу правовых, так и социальных предпосылок. Следовательно, в превентивных целях разд. 20 УК Украины должен быть дополнен статьей, формулирующей признаки состава апартеида и устанавливающей за него ответственность. Наличие данного состава еще более приблизит УК Украины к международным стандартам. В рамках настоящей работы мы не ставили перед собой задачу предложить ее редакцию, а попытались обосновать необходимость введения соответствующей уголовноправовой нормы.

Схожі роботи
Гапієнко М.Г. Необхідність криміналізації певних видів діянь, пов’язаних з незаконним поводженням із спеціальними технічними засобами негласного отримання інформації

Досліджені проблеми криміналізації певних видів діянь, пов’язаних із незаконним поводженням зі спеціальними технічними засобами негласного отримання інформації.

Антипов В.В. Щодо проблеми прямої дії конституційних норм у кримінальному праві

У науковому повідомленні акцентовано увагу на наявності певної суперечності між принципом прямої дії конституційних норм і кримінально-правовим принципом визначення злочинності та караності діяння тільки Кримінальним кодексом України.

Шевченко Є.В. Термінологічні розбіжності при характеристиці вини в кримінальному праві

У дослідженні розглядаються термінологічні розбіжності при характеристиці вини в кримінальному праві.

Кримінальне законодавство України: концептуальні засади побудови та питання імплементації

Складні питання імплементації у чинне кримінальне законодавство міжнародно-правових норм, ратифікованих Україною, розглядаються крізь призму концептуальних ідей, закладених у КК 2001 року.